ЭВС
Маршрут: Москва-Красноярск-Иркутск-Слюдянка-
ст. Тёмная Падь-дер. Ангасолка-порт Байкал-
Листвянка-Иркутск-о.Ольхон(пос. Хужир)-
Иркутск-Москва
Сроки: 18 августа - 5(15)сентября 2000 года
Число участников: 5 человек
Руководитель:
Одиноков Пётр,
Кульпин Павел, ГУ(Ублюдок), Запорожец Катя,
Нещерет Аня
Посмотреть фотогалерею похода

 

Увидеть Байкал - мечта огромного количества людей. Нам посчастливилось. Мы были на Байкале. И до сих пор там остаемся. Хотя бы частью нас. Потому что не попасть на Байкал можно, а вот просто так оттуда уехать, ничего там не оставив (будь то часть твоей души или туристического снаряжения), нереально.

Краткие сведения о самом озере, о главных его портах, городах, о самых интересных и красивых местах можно почерпнуть из самых разных источников, начиная от географических справочников и учебников и заканчивая различными сайтами во всемирной паутине. При этом не привести в этой статье хоть какую-либо информацию просто нельзя.

Итак, во-первых, переводов имени Байкала великое множество: монгольское "бай" и "гал" - "богатый огонь", или "бай" и "кель" по-якутски, что значит "богатое озеро". Хотя, быть может, самым близким по значению является перевод с языка древнего байкальского народа - курыканов: Байкал - "много воды".

Во-вторых, озеро Байкал - это восьмое по величине озеро мира, приблизительно равное по площади (31,5 тыс. кв. км) Бельгии или Голландии; озеро растянуто с юго-запада на северо-восток более чем на 600км (точнее, на 636км), а наибольшая ширина его - 81км. Кстати, воды сибирского моря отнюдь не пребывают в неподвижности, а беспрерывно текут по кем-то утвержденному кругу: с юга на север по восточному побережью и с севера на юг вдоль западного берега - против часовой стрелки.

В-третьих, Байкал - это самое глубокое озеро мира - до недавнего времени самой глубокой считалась отметка в 1620 м, но в начале 90-х гг ученые внесли поправку, "открыв" более глубокую точку на карте дна Байкала - 1657м.

В-четвертых, о. Байкал - это 20% запасов пресной воды всей Земли. В байкальской чаше может поместиться вся вода Балтийского моря, хотя его площадь больше площади Байкала в 10 раз. Такое огромное количество воды не может не влиять на климат - летом Байкал смягчает жару, а зимой - морозы.

В-пятых, на Байкале можно увидеть и песчаные дюны (остров Ольхон), и попасть в настоящую тайгу.

В-шестых, животные, населяющие окрестности озера, да и сам Байкал, крайне разнообразны (насчитывается около 1200 видов животных), точно так же, как и растения, растущие там. При этом более половины из них являются эндемиками, коренными байкальцами, и не встречаются больше нигде в мире -например, омуль.

На Байкале, начиная с конца лета, можно с лихвой хватить штормов, которые возникают из-за большой разницы между температурой воздуха и атмосферным давлением над поверхностью Байкала и окружающих его горах. Этим объясняется существование бессчетного количества ветров - из каждой пади между горами дует свой ветер и у каждого есть свое имя: сарма, харахаиха, баргузин, шелонник. Это также роднит Байкал с морем.. Кстати, в переводе с бурятского "байгал-далай" - "естественное море". Да мы и сами, забывшись, часто называли Байкал морем.

По побережью Байкала, по окрестным горам, по впадающим в него речкам проложено, наверное, столько же туристических маршрутов, сколько впадает в Байкал рек, сколько стоит вокруг него гор, сколько пробегает по его берегам дорог.


Итак, о нашем путешествии.

18 августа (пятница)

Поздно вечером выехали из Москвы в количестве 3-х человек на поезде "Москва - Красноярск". Билетов до Иркутска просто не было, поэтому пришлось ехать на перекладных. В Свердловске (он был рано утром 20-го) к нам подсел Паша. Ехал он от родственников, а, следовательно еды ему надавали порядочно. В общем, не голодали.


21 августа (понедельник)

В середине дня мы были в Красноярске. Там по договорённости к нам должен был присоединится ГУ, ехавший автостопом с Алтая. Всё смешалось во времени и пространстве - всё-таки 4 часа разницы.. Купили билеты до Иркутска на проходящий поезд Новокузнецк-Чита. До поезда ещё было часов 12. Мы расположились в зале ожидания. Вечерело. Нашли кипяток, принялись за святое - за еду. И тут появился 5-й член нашего коллектива - товарищ ГУ всё-таки нас нашёл. Разница во времени сыграла злую шутку. Мы договаривались о времени и месте встречи по местному времени - он - по московскому. Радости, в общем было - полные штаны - согласитесь, приятно встретится со знакомым человеком в 4000 км от Москвы.

Впереди была ещё вся ночь и мы пошли гулять. Гуляли по двое-трое - оставшиеся на вокзале сторожили рюкзаки. В Красноярске на берегу Енисея перед гостиницей "Красноярск" совсем, кажется, недавно открыли новый фонтан. Будете там, - обязательно посмотрите. Не знаю, как он смотрится при свете дня, но ночью фонтан просто великолепен. Еще в городе Красноярск недалеко от железнодорожного вокзала стоит старый паровоз "Серго Орджоникидзе". А между паровозом и фонтаном расположена площадь под названием Красная; знакомое название (там ещё висит табличка "Торговля на Красной площади запрещена", под которой мы не преминули сфотографироваться)... Но самым привлекательным в Красноярске оказался речной порт. Один только вид на Енисей заслуживает пристального внимания; самое главное же - отсюда можно попасть в самый северный порт России - порт Диксон. Видишь на карте маршрутов траекторию плавания кораблей и начинаешь ощущать холодок нетерпения, который приходит вместе с желанием дороги. Билет, правда, стоит очень немалых денег.


22 августа (вторник)

Состоялся наш торжественный выезд из Красноярска. Как известно, места на промежуточных станциях указывает проводник. Вагон брали штурмом - народу - до чёрта. Была выработана целая стратегия посадки - девушки лезли вперёд, мы своими телесами и здоровыми рюкзаками обеспечивали прикрытие. Стратегия возымела успех - мы заняли отличные места. И поехали - вперёд к желанному Байкалу. Природа за окнами преобразилась - тайга, знаете ли.


23 августа (среда)

С утреца (по местному времени) высадились в Иркутске. Крыша вообще поехала - 5 часов разницы. Именно отсюда начинался наш маршрут. Многие здания в городе деревянные, двух- или трехэтажные, старенькие, но при этом не производящие впечатления разрухи. В общем, город нам понравился.

Первым и самым желанным (для меня) пунктом нашего путешествия был легендарный, воспетый Юрием Визбором, хребет Хамар-Дабан (относится к Саянским горам). Он очень популярен среди местных жителей, и для части из них является средством к существованию. Хребет не считается слишком высоким - пик Черского, например, имеет высоту около 1600 метров. Несмотря на это, маршрут через ГМС (гидро-метеостанцию), пик Черского, Чертовы Ворота пользовался и пользуется огромным интересом.

Чтобы попасть в это замечательно место, от Иркутска нужно добраться на электричке или поезде дальнего следования до остановки Слюдянка, а оттуда пешком по единственной дороге на хребет. Поражает резкий контраст - от Иркутска поезд отъезжает практически по равнине, ни всего через какие-то 100 км Транссиб уже идёт виляя между горами, черех туннели и перевалы. Чертовски красиво... Здесь следует оговорится, что в связи с некоторой ограниченностью денежных средств мы старались где только возможно ехать бесплатно, что нам часто и удавалось - как оказалось контролёры тоже люди.

Окрестности Хамар-Дабана:
Окрестности Хамар-Дабана. Речка Слюдянка.
Речка Слюдянка

Наш отрезок пути по Хамар-Дабану занял бы приблизительно трое суток, и по километражу вышел бы около 70 км. Мы были на начальной точке где-то в 12-м часу ночи - было уже темно. Немного прошагали по кромешной тьме, нашли место для стоянки на берегу горной речки Слюдянки. Вышел БЫ и занял БЫ, - это потому, что НЕ вышел и НЕ занял. У Кати скоммуниздили рюкзак. Наслышанные о подобных случаях мы с вечера распихали все рюкзаки по палаткам. Все, кроме одного... В результате утром мы не обнаружили оной поклажи. Было несколько обидно и к тому же неуютно начинать путешествие с такой неприятности. Мы решили не продолжать конкретно этот участок пути, - этот случай показался дурным предзнаменованием. Так что, если кто соберётся в те края, будьте начеку. Правда, хочется отметить, что это было единственное проявление какой-либо негативности со стороны местного населения за всё наше путешествие.

Вечером этого же дня мы уехали на ст. Темную Падь - запасной вариант нашего маршрута. Это всего несколько остановок на электричке от Слюдянки; времени дорога занимает что-то около 40 мин. Чтобы дойти до побережья Байкала, необходимо пройти километров 6-8 по красивейшему лесу. Причём преимущественно тропинка идёт под резкий уклон.

Собственно, Темная Падь - это уже территория Прибайкальского национального парка, который давно уже считается международным туристическим районом (информацию о заповедниках можно получить на сайтах www.zapovedniks.ru или www.wild-russia.org).

В самом начале 20 века в этом районе была построена Кругобайкальская железная дорога, которая до сих пор считается одним из самых дорогих и сложных железнодорожных проектов в мире. На этой дороге 39 туннелей, на каждый километр которых ушло по вагону взрывчатки. Информация о том, что Кругобайкальская железная дорога используется только как туристический объект, неверна: по ней ходит поезд 2 раза в день - вечером в сторону порта Байкал, утром - в обратную. Поезд, нежно названный местными жителями Мотаня, состоит из маневрового тепловоза, пассажирского вагона, часто к нему цепляют какое-то количество теплушек.

Итак, часа через 2 ходьбы в районе деревни Ангасолка мы вышли на берег Байкала. Там нам встретился егерь, потребовавший рублей по восемь с носа за сутки пребывания в заповеднике. Мы дали ему на всех рублей 18 сославшись на то, что у нас спёрли рюкзак, что было правдой, пошагали дальше.


Кругобайкальская ж/д

Небеса в очередной раз разверзлись - нас поливает как из ведра. Ещё одно маленькое лирическое отступление - во время нашего пребывания не было ни одного дня без дождя. Погода на Байкале меняется очень быстро - 15 мин. Назад светило яркое солнце, а сейчас уже может идти проливной дождь. Причём дождь был в основном или ночью или утром, а к вечеру он обычно успокаивался.

Поздно вечером мы встали лагерем около туннеля прямо на берегу Байкала. Так закончился этот богатый на события день.


25 августа (пятница)

Моросит дождик. Хорошую стоянку в этом месте найти достаточно проблематично - или от воды далеко, или дров поблизости не найдешь. Правда, все стояночные неудобства с лихвой окупаются окружающей действительностью: зачастую отвесные скальники - одни из самых сложных для прохождения в России, спускающиеся к одноколейке, и почти сразу за железнодорожным полотном круто обрывающийся в воду обрыв.

Полное ощущение того, что стоишь на море - противоположного берега не видно. О том, что местные скальники пользуются популярностью среди скалолазов можно судить и по количеству лазающих даже при такой погоде и, к сожалению, по большому количеству табличек на скалах "здесь трагически погиб...".

Встречается много туристов, хотя сезон уже можно сказать прошёл. Большинство - местные - из Ангарска, Братска (города Иркутской области, о Братской ГЭС думаю слышали многие).


Сейчас второй конец верёвки
отпустят и... масса острых
ощущений на спуске

Тот самый мост, по которому
мы лазили, под которым мы
ночевали

Мы тоже решили полазить, но основной верёвки у нас было только 10 метров, два карабина, система (ГУ привёз с Алтая). Поэтому полазили мы только по арочному мосту через один из оврагов на берегу Байкала. Так как мы сняли стоянку, а дождь был проливной, заночевали прямо под мостом - все в одной палатке, запихнув туда же все рюкзаки. В общем, поворачивались по команде.


26 августа (суббота)

Погуляли двумя группами по берегу по узкоколейке. Красиво. Под вечер стали собираться на Мотаню. В планах было этой ночью добраться до порта Байкал в устье Ангары.


С одной стороны - скальники,
с другой почти сразу же начинается озеро
И как всегда дождь

Итак в 20.00 мы стояли на остановке Ангасолка и вместе с местными жителями ждали поезд. Вот он появляется из туннеля. О, счастье - сзади к нему прицеплено несколько теплушек. Как только он остановился, кидаемся к передней, открываем и быстро забрасываем вещи. Всё это делается под крики проводницы пассажирского вагона "Туда нельзя, а ну все в вагон ..." и т.д. и т.п. Отвечаем ей только тем, что у нас все равно нет денег. Она сдаётся, что-то передаёт по рации машинисту и поезд трогается. Путешествие начинается.

Природа потрясает своей красотой. С одной стороны отвесные скалы, с другой - озеро. В вагоне сильно пахнет чем-то химическим - видать порошок возили. Мотаня едет очень медленно, часто останавливается. Стремительно темнеет. Холодно. Мы укладываемся спать на коврики. От Темной Пади до порта на Мотане ехать чуть меньше 6 часов, и в 2 часа ночи 27.08 мы, снова не выспавшиеся, стояли между путями в порту Байкал (платформ там нет). С радостью замечаем, что правильно выбрали первую теплушку - остальные две уже отцепили и куда-то угнали.

О самом месте написать что- либо трудно, потому что порт оказался своеобразным перевалочным пунктом, - уже в 6 часов утра мы должны были сесть на паром до Листвянки. Единственное, что стоит упомянуть, так это очень приветливое отношение портбайкальцев к нам. Какая-то местная жительница посоветовала нам переночевать в управлении порта, куда мы и направились в надежде укрыться от дождя и пронизывающего ветра. Совершенно спокойно нас пустили скоротать время до парома пароходством, и даже напоили чаем. Спасибо вам большое! Наконец-то мы засыпали в тепле, хоть и ненадолго.


27 августа (воскресенье)

В 6.00 утра первый паром на Листвянку, которая находится на другом берегу Ангары. Река в месте истока из Байкала широкая - метров 300 (Ангара - единственная река, которая вытекает из озера, вливаются же в него многие сотни речек). Через 40 мин высаживаемся в Листвянке. Дубняк жуткий.

Пребывание в Листвянке показалось мне несколько скомканным, хотя само место достойно гораздо большего внимания, чем мы ему уделили. Шанс увидеть нерпу, хотя бы в местном дельфинарии, мы упустили. Зато попали на камень Черского - дорога туда серпантинная, и заняла у нас массу времени, около 2 часов. Как оказалось, есть куда более короткий путь, которым я воспользовалась на обратном пути - напрямую через лес, - и путь обратно с горы отнял у меня минут 20.

Листвянка:

На пути с камня Черского

Шоссе Иркутск - Листвянка
Справа - исток Ангары

Вид с камня Черского открывается поистине великолепнейший - кажущаяся бесконечной гладь Байкала, окаймленная с двух сторон невысокими, растворяющимися в дымке тумана, горами. Там же, в устье Ангары стоит Шаманский Камень. Кто-то говорит о том, что к Шаманскому камню привязывали якобы неверных жен; если утром они были живы, значит, были верны. Другие, которые, видимо, ближе к истине, говорят не о неверных женах, а о преступниках, которых оставляли на ночь над холодным потоком, и если к утру вода не забирала человека, - его прощали. Существует легенда, которая рассказывает, что дочь Байкала Ангара однажды ночью сбежала к возлюбленному Енисею. Проснулся отец и, разъяренный, бросил вдогонку беглянке огромную скалу - Шаманский камень (над водой торчит лишь вершина камня, а глубина там по заверениям местных - метров 40, так что камешек действительно не маленький).


Вид с камня Черского
За туманом проглядывает противоположный берег Ангары - порт Байкал
Налево - просторы озера

Вообще Листвянка признанный курорт и очень посещаемое туристами место. 60 км от Иркутска по шоссе, много домов отдыха, санаториев, очень много иностранных туристов.

В Листвянке есть детский туристический клуб, в котором можно найти относительно тихое и спокойное пристанище хотя бы на несколько часов. Также можно зайти в магазинчик, где продаются всевозможные карты байкальских окрестностей (это по-моему, в здании дирекции заповедника). Начиная с утра, на пристани начинается оживленная торговля - изделия из дерева, самоцветов приносят местным жителям определенный доход, так как Листвянка пользуется популярностью у иностранных граждан. Есть возможность совершить экскурсию по Байкалу на маленьком рыболовецком судне, хотя стоит это очень дорого. Очень много в Листвянке мы не успели увидеть, - мы возвращались в Иркутск. Возвратились мы туда на "метеоре" по Ангаре.

А возвращались мы туда, чтобы на следующее утро в 7.00 успеть сесть на автобус, конечным пунктом пути которого был поселок Хужир (население почти 2000 человек), что располагается на острове Ольхон.


28 августа (понедельник)

К огромному нашему всеобщему сожалению, один из нас, Паша, решил не ехать на Ольхон и раньше срока вернулся в Москву. С ним мы расстались с утра - он посадил нас на хужирский автобус и отправился на вокзал, покупать билет на проходящие поезда.

От Иркутска до Хужира на автобусе добираться ровно 8 часов. Ехать было интересно. Сначала потянулись бескрайние степи - проезжали Бурятскую автономию с её столицей Усть-Ордой. Потом начались леса, холмы. Природа просто потрясала. Да еще и сосед Катерине попался очень интересный - по национальности - монгол, потрясающе занятный и разговорчивый человек; рассказал массу интересных вещей о своем народе, о его обычаях, привычных для них и непонятных для нас, например, как призывают дождь в засушливые лета, или как и из чего делают тарасун, - алкогольный напиток из сыворотки коровьего молока; или как можно задобрить дух шамана. В Монголии и в Бурятии наиболее распространенная религия - шаманизм, считается, что шаманом нельзя стать - шаманами рождаются.

Дорога до Хужира действительно отличается повышенной ухабистостью, временами она почти пропадала - стало понятно, почему туда не ходят "Икарусы", а ходят ПАЗики - первые просто не проедут. Мы не раз вспомнили американские горки, не идущие с этой дорогой ни в какое сравнение. Наконец, переправившись вместе с автобусом на пароме под названием "Дорожник" (кстати, бесплатном) и проехав ещё километров 30 по острову мы наконец, оказались в Хужире - рыбацком посёлке, островной столице.

Ольхон - самый крупный из 29 островов, которые насчитываются на озере. Его площадь составляет больше 700 кв.км. Он растянулся более чем на 70 км в длину и до 20 в ширину. На острове есть и леса ("Ольхон" в переводе с бурятского значит "лесочек"), и степи, и горы, самая высокая из которых имеет в высоту 1300метров, и обрывистые скалы, и пади, и мелкие бухты с прогретой водой, в которых очень хорошо купаться, несмотря на относительно невысокую температуру воды (около 12 градусов). Узкий пролив между материком и островом называется Малым Морем. С противоположного берега, из долины речки Сарма вылетает страшный ветер, приносящий сильнейшие шторма, - сарма. Остров защищен от непогоды горами, стоящими на материке - мы часто наблюдали, греясь на солнце, как над противоположным берегом скапливаются облака, зацепившись за верхушки гор, проливаясь дождями над материком, а потом, не выдержав тяжести самих себя, скатывались по отлогам вниз, к воде, и, поднявшись снова к небу, несколько отрешенные и уставшие подползали к острову.

В Хужир мы приехали вечером 28 августа и, отойдя от поселка не больше, чем на 10 км, поставили лагерь. Первое, что нас удивило - это невероятное количество грибов, хотя при таких частых дождях это вполне объяснимо. Не надо было отходить от стоянки дальше, чем на 5 метров, чтобы натолкнуться на сыроежку или масленок; гораздо меньше мы находили подосиновиков.


Первое, что нас удивило - это невероятное
количество грибов


29 августа (вторник)

На 2-ой день планировалось отойти дальше от поселка, но с утра шел дождь, и мы отсыпались за долгое время невысыпания. Стоянки на Ольхоне были самыми спокойными - не было суетных переездов, душных электричек, тряских автобусов. Появилась возможность просто прогуляться, не торопясь никуда, не боясь никуда опоздать. Ольхон - самое красивое место за все это путешествие. Самое красивое и разное - удивительно, выбравшись по пригорку из елового леса, увидеть песчаные дюны. Прямо на песке, цепляясь корнями за последние найденные опоры, растут сосны причудливейших форм - гигантские, с огромными, высоко растущими ветвями и мощными корнями, и тут же, рядом, маленькое деревце со стелящимися по желтому песку игольчатыми ветками с мягкими иголками.

Красавец Ольхон:

Ходить по такой траве
одно удовольствие

Песок и сосны...

Вид на Малое море и берег Байкала
со 2-го места стоянки

Приблизительно в 7 км от первого
места стоянки берега становятся крутыми,
обрывом падая в воду

Ещё раз хочется упомянуть доброжелательность местных жителей. Например, отправляешься в поселок за молоком и продуктами. На улицах с тобой здороваются и обижаются, если не отвечаешь (а с непривычки нам, жителям большого города трудно сообразить, что обращаются именно к тебе). Находишь какую-нибудь бабушку, у которой есть корова. Покупаешь молоко (7 руб./ литр). Если у тебя кончилась соль - можно попросить, то же самое и с картошкой. Всё дадут и совершенно бесплатно.


30 августа (среда)

Мы сменили место стоянки - прошли дальше от поселка к северной оконечности острова. Приблизительно в 7 км от первого места стоянки берега становятся крутыми, обрывом падая в воду. На таком берегу расположилась наша следующая стоянка. Открытость нашего лагеря позволяла любому ветру гулять по нему, и, как оказалось, наши палатки были далеко видны. Это не помешало никому из нас полностью насладиться этим местом. Песчаный пляж, начинающийся от нашего утеса, был достоин Черноморского побережья - мягкий песок, мелкая, ровно обкатанная байкальской водой, галька.

Ольхон:


Пока мужчины заняты важным делом...


девушки всё моют и моют и моют...


31 августа (четверг)

Погуляли по острову, пофоткались. Встретили студентов из Германии (Лейпцигский университет). Они вчетвером путешествовали по России. Разговаривали как водится на интернациональном английском. Правда они даже немножко знали русский - когда-то учили в школе - ребята оказались из бывшей братской ГДР. Впрочем, мы тоже когда -то изучали немецкий в школе, а ГУ даже блестнул фразой "Позвольте мне помочь вам надуть шину", по-немецки, конечно, выуженной им из какого-то разговорника.


1 сентября (пятница)

Жаль, что наше пребывание на Ольхоне ограничилось только 3-мя сутками. Рано утром 1.09. мы вышли обратно в Хужир, чтобы успеть на 8-ми часовой автобус до Иркутска.

Ольхон:

Красота и ГУ... Неплохой контраст

Большой и маленький

Суровые походные будни

Вечером того же дня мы вернулись в Иркутск. В Иркутске приготовились ночевать на вокзале. Молодежь праздновала День Знаний - встретить трезвого представителя студенчества или старшеклассников на улицах было большой редкостью. В зале ожидания снова встретили наших знакомых немцев, которые ехали на одном поезде с нами, только до Новосибирска. Мы здорово провели несколько часов, попивая пивко, проговорив с ними обо всем, на что хватило и не хватило нашего словарного запаса. ГУ разжился "Спорт-Экспрессом" и жарко спорил с ними о перспективах бундеслиги. Он привёл наших немецких друзей буквально в экстаз, когда воспроизвёл точный состав сборной Германии и "Баварии" заодно. К сожалению, воспроизвести состав его любимого ЦСКА никто из немцев не смог.


2 сентября (суббота)

Итак, сегодня мы выезжаем в Москву. Поезд где-то в районе часа дня по местному времени. С утра закупаем продукты в дорогу (долго я потом не мог видеть вермишель быстрого приготовления - ехать-то было 78 часов), смотрим город.

ГУ и Катя, не стеснённые временными рамками возвращения в Москву, собираются ехать на поезде только до Ишима (городок между Омском и Тюменью) и дальше двигать до Уфы автостопом откуда Катя поедет в Москву на поезде, а ГУ отправится дальше к родственникам, которые обнаружились у него в одном из Уральских городов. Причём ехать на поезде до Ишима они собираются зайцами. Разрабатываем стратегический план входа в вагон.

И вот полчаса до отправления - начинается посадка. Все заходим в вагон (Петя и Аня - по билетам, ГУ, Катя, сгибаясь под тяжестью вещей как провожающие, помогающие занести вещи). Все вещи кидаем у нас в купе (в смысле, ехали мы в плацкарте, но не на боковушках). Оценив обстановку, наши зайцы уходят в противоположный от проводников тамбур, покурить. Как только проводники начинают проверять билеты, идём в тамбур, предупреждаем наших и они уходят в другой вагон. Через час находим их в вагоне ресторане за рюмкой водки и банкой Пепси-колы (джентльменский набор). Через некоторое время возвращаемся в наш вагон - благо мест свободных много и они без проблем размещаются по соседству.

Сосед по купе нам достался классный. Мало того, что человек интересный, бывший летчик, много повидал и о многом может рассказать, так ещё угостил и копчёным байкальским омулем (рыба такая), ну и соответственно тем (вернее той) жидким, крепким и прозрачным, что этим омулем обычно на Байкале и закусывают (мы - не исключение).


3 сентября (воскресенье)

Во второй половине дня проезжаем Новосибирск. Прощаемся с немцами, им от Новосиба на автобусе в Бийск и дальше - неделя путешествий по Алтаю - ребятам можно позавидовать.

Под вечер проезжаем славный город Барабинск. Будете ехать - не пропустите. Озёрный край. Копчёного сазана и ещё одной рыбёшки под названием пелядь - до чёрта и по смехотворным ценам. Не упускаем нашего шанса, сосед по купе угощает. Прощальное вечернее празднование.


4 сентября (понедельник)

Рано утром прощаемся в Ишиме с ГУ и Катей. Грустно. Последнее фото на память. А ведь до Москвы ещё больше 2000 км.


Ишим, 6.30 утра.
Провожаем Катю и ГУ


5 сентября (вторник)

Петя с Аней прибывают в Москву. Встречает нас огроменная толпа народу. Моросит дождик. Вот и всё, приехали.

Катя вернулась 7 сентября. ГУ основательно погостивший у родственников вернулся в Москву стопом 15 сентября.


Вот так нас встречали 5 сентября

Возвращение домой после долгого отсутствия всегда было для меня радостью. И в этот раз, хоть я и выбрала более долгий путь, с нетерпением ждала этого момента. Вспоминая события путешествия на Байкал, могу сказать, что начало дороги возникло в тот момент, когда я увидела альбом "Байкал". А сама дорога будет тянуться за мной и выйдет протяженностью в те самые тысячи и сотни тысяч километров, которые я пройду и проеду по Земле. Говорят, время лечит. С уверенностью могу сказать - дорога лечит. Мало того, - дорога многому учит. Учит дружить, любить, лечить, а самое главное - жить.

До свиданья, Байкал. До новых встреч!

Запорожец Катя
Одиноков Пётр

Посмотреть фотогалерею похода